Какой была первая брачная ночь на Руси?

Право первой брачной ночи на Руси издавна принадлежало молодожену. Лишить молодую девственности мог только ее супруг после обряда венчания, совершенного согласно церковному канону. Брак считался священным союзом, покушаться на первую брачную ночь и чужую жену почиталось большим грехом.

К. В. Лебедев, «Боярская свадьба», 1883 г.

Однако феодалы зачастую переступали через закон и заменяли молодого супруга на брачном ложе, отнимая у него данное церковью право лишить молодую девственности. Подобные действия церковью не одобрялись, но, к сожалению, это не останавливало господ, считавших себя законными владельцами подвластных им крестьян.

Свадьбы на Руси относились к разряду сложных таинств, в которых причудливо переплетались традиции язычества и христианской религии. Народ очень ответственно подходил к выбору дня для проведения свадьбы. Это должна была быть разрешенная церковью дата.

Поскольку первую брачную ночь, а следовательно, и интимную близость молодоженов, полагалось провести в день свадьбы, то это празднество не назначали на дни церковных постов и больших христианских праздников. Дело в том, что в такие дни церковью не разрешается выполнение супружеского долга, и молодожены не могли бы иметь половую связь друг с другом.

Н. К. Пимоненко, «Сваты», 1882 г.

Согласно свадебной традиции, процесс приготовления к первой брачной ночи являл собой целое ритуальное действо. Опочивальню молодым готовили в той части дома, где всегда было прохладно: в чулане, амбаре, бане или подклете. Произойти действу полагалось по обычаю в доме, где жил молодой. Супруга после свадьбы жила у мужа.

Новобрачным заранее подготавливали супружеское ложе. Ему полагалось быть высоким и иметь крепкое деревянное основание. Простыни и одеяла для брачного ложа брали из приданого невесты. Застелить ложе для новобрачных могли только женщины-постельницы, которые были свахами. Помогать им могла мать молодого и его сестра.

В брачном ложе согласно обычаю прятали разные вещи, носившие ритуальное значение и служившие молодоженам оберегом от злого умысла недоброжелателей и обеспечивающие им счастье и достаток (ржаные снопы, мешки, полные муки, перины). Покрывали супружескую кровать белым покрывалом с вышивкой. Под кроватью прятали поленья, ветви можжевельника. Помимо этого там можно было увидеть кочергу и сковородник — они служили для отпугивания от новобрачных всякой нечисти. Поленья же прятали для того, чтобы у супругов было много детей.

Н. Петров, «Смотрины невесты»

В спальню отводили молодую чету. Их сопровождала веселая толпа гостей, состоявшая из дружек, свах, родственников и приглашенных на свадьбу. Так называемые «проводы» были шумным и веселым действом, во время которого звучали песни и шутки непристойного характера, а также советы молодоженам. Дружке положено было бить ложе кнутом, чтобы изгнать нечисть, которая там могла прятаться. Обязательным свадебным обрядом был выкуп, который платился женщинам-постельницам.

После обязательных ритуалов молодоженов, наконец, оставляли одних. Дверь в опочивальню закрывалась на замок. У закрытой двери должен был караулить клетник. Но часто там задерживались родственники, которые, не смущаясь, подглядывали за происходящим в супружеской опочивальне.

Молодые, оставшись наедине, подкрепляли свои силы, угощаясь куриным мясом и хлебом. Выбор блюд был неслучаен. Они гарантировали паре большое потомство.

После трапезы молодая опускалась перед супругом на колени и снимала с него обувь, показывая этим покорность и послушание. После ей полагалось испросить у супруга позволения лечь рядом с ним на ложе. После чего между молодоженами происходила интимная близость.

К. Е. Маковский, «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия», 1883 г.

Если молодая оказывалась девственницей, супружеский союз признавался действительным, поскольку был физически подтвержден. Об этом обстоятельстве объявлялось во всеуслышание гостям. Молодожены снова показывались на свадебном пиру или к ним в опочивальню приходили гости и праздновали свадьбу до самого утра вместе с молодыми супругами.

Невинность была главным атрибутом свадебного действа. Главным событием празднества была демонстрация гостям рубашки молодой, на которой полагалось быть пятнышкам девственной крови.

Если же оказывалось, что молодая не сберегла чистоту до вступления в брак, ее признавали нечестной. Это было большим позором не только для девушки, но и для ее родственников. Отцу и матери нечестной невесты на шею надевали хомут, а саму девицу возвращали в отчий дом сразу же после свадьбы.

Потеряв невинность, новобрачная становилась «молодкой». Ее обряжали так, как положено замужней женщине. Все свадебные обычаи соблюдались нашими предками с особым тщанием, ведь иначе молодым супругам грозило познать нищету и остаться без потомства.

 

Автор: Ксения Михайлова

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *