Московский Кремль — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации.
Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 гектара. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.
***
Раньше Московский Кремль был таким, как ниже на картине Петра Верещагина «Вид Московского кремля» 1879-го года, а Москву называли Белокаменной. А вам нравятся такие нежные оттенки и краски? Нравится такой Кремль?
Белый цвет Кремля, вероятно, важен по следующим причинам.
Во-первых, в христианской традиции белое обозначает родство с Божественным светом. Восседающий на белом коне Георгий Победоносец поражает копьём чудовищного змия, что является символом Божественного света, поражающего тёмную силу.
Во-вторых, это важно для международных отношений, так как белый цвет — это цвет мира. В-третьих, это история, а история привлекает туристов. Чем больше туристов, тем больше доход. В-четвертых, белый Кремль будет лучше вписываться в нежно-кремовые оттенки исторического центра Москвы.
В-пятых, будет светлее, а это важно, когда солнечного света мало.
***
Картина Петра Верещагина «Вид Московского Кремля» написана в 1879 году. Эта картина является живописным источником, подтверждающим, что Московский Кремль был белым.
Но, как известно, Кремль как архитектурное сооружение был построен в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича итальянскими мастерами из красного кирпича. И, конечно же, они его не штукатурили и не белили. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.
Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане.
Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами, таким образом, в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану. В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.
Возведенная крепость сохраняла свой естественный цвет до 80-х годов XVII века. В письменных источниках впервые о побелке упоминается с 1680 года. Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.
Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось даже еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.
В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.
Вот, например, еще одно свидетельство очевидца. В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».
Кремлевская стена оставалась белой в течение 200 лет. Последний раз Кремль белили около 1880 года. На картине Верещагина Кремль выглядит как раз обновленным.
В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть его белили к различным событиям, но большую часть времени его стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года, он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.
В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.
К 800-летию Москвы, в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор, цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.