Про Репина и родину.

Илья Ефимович Репин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.
С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова…
После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России.  Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры — в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

***

Когда Финляндия обрела в 1917 году независимость, в Финляндии остался жить родившийся в Украине художник Илья Репин. У него была усадьба в поселке Куоккала (сейчас — Репино), который входил в Великое Княжество Финляндское и находился в пригороде Санкт–Петербурга.
Для Советской России то, что Репин остался в Финляндии, означало огромный удар по репутации. Для чиновников Финляндии Репин, несмотря на свою известность, был русским беженцем, за действиями которого на всякий случай следили местные полицейские. Он занимался огородом и писал картины. Жил без удобств, выращивая овощи и фрукты, но в СССР не возвращался.
На момент закрытия границы Репину было уже 73 года, так что его самые значительные творения остались в бурях революции по другую сторону границы. Большевики хорошо понимали ценность Репина, так что его работы срочно были национализированы. Они все еще являются центром притяжения в московской Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт–Петербурге.
В секретной папке финской полиции был найден детальный рассказ о том, как супружеская пара была в гостях у Репина в 1925 году. Незнакомый ранее художнику Аарон Штернберг (Aaron Sternberg) «заглянул» к Репину и передал адрес советского руководства, в котором художника просили переехать в Ленинград и обещали хорошую пенсию, квартиру и машину.
Говорят, что Репин ответил следующим образом: «Вы предлагаете мне деньги, вы, просящие милостыню, совершенно опустошившие великую Россию, где сейчас миллионы голодают и влачат жалкое существование… Я не богат, но и не настолько беден, чтобы принимать ваши деньги».
Репин также прямо сказал супружеской паре о том, что он думает о переименовании Санкт–Петербурга в Ленинград. «Скажите мне, по какому такому праву группа авантюристов решила, что может изменить название города, данное в честь Петра Великого, на имя какого–то подпольного фанатика, больного идиота Ленина?»
Рассказывают, что после этого Штернберги в спешке уехали обратно «очень сконфуженные», потому что «к сожалению, встретили художника в дурном расположении духа».
Из бумаг также выяснилось, что Штернберги привезли Репину в качестве сувенира русские яблоки, съев которые, Репин, его супруга и сын почувствовали себя очень плохо. Подозревалось, что яблоки были отравлены.
Поскольку на свою сторону художника переманить не удалось, большевики начали оказывать влияние на его сына Юрия. Но Юрий Репин так и не выехал в Советский Союз. А вот в третьем поколении обещания хорошей жизни, даваемые большевиками, упали на благодатную почву. Внук Ильи Репина Дий (Дмитрий) перебежал в Советский Союз весной 1935 года. В августе этого же 1935 года его расстреляли «за намерение осуществить теракты против высших руководителей СССР». Он прожил всего 28 лет.
В 1991 году Дий (Дмитрий) Репин был реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления.
Илья Репин выбрал судьбу русского беженца в Финляндии. Завещал часть своих картин в финские музеи.

***

А вот история с коллекционером Ермаковым. О последнем периоде жизни коллекционера почти ничего не известно, за исключением того, что он стал гражданином Финляндии. Судя по переписке с Репиным, их отношения поддерживались вплоть до 1922 года. Даже в эмиграции Ермаков продолжал покупать работы художника. Одним из последних приобретений стал репинский «Портрет мадам А. Ривуар» (1918).
Вероятно, из-за него между Репиным и Ермаковым возникло охлаждение. Сегодня сложно давать оценку напряженной и непредсказуемой ситуации того времени, но, если верить письмам дочери художника В.И. Репиной, Илью Ефимовича не устроила предложенная Ермаковым оплата за портрет быстро обесценившимися «думскими» рублями. Однако деньги художник получал в банке через полгода после совершения сделки. Вполне возможно, что за это время они и обесценились. В результате Репин попросил вернуть портрет. Более того, по просьбе отца Вера Ильинична отправила письмо П.И. Нерадовскому, хранителю Русского музея, где с 1918 года хранилась часть коллекции Ермакова. В нем Репина писала, что «ввиду того, что Ермаков не возвращает портрета (он заплатил думскими деньгами вместо финских)», а его галерея находится на хранении в Русском музее, то Илья Ефимович «просит Вас не возвращать ему всё, пока он не вернет портрета М.

***

О Горьком. Из дневника художника. «Приезжал Горький уговаривать вернуться в СССР. Очень не советовал.»

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *